DiscoverMoney.ru

Как сэкономить на налогах?Законные способы

Обновлено
27.12.2016
kak-ekonomit-na-nalogah

Уплата налогов — это, однозначно, самая не любимая обязанность современных предпринимателей. Ходишь на работу каждый день, борешься с ленью сотрудников, пытаешься не отстать от конкурентов, получаешь мизерную прибыль, а потом еще и отдаешь внушительную ее часть государству. Всякое желание трудиться отпадает.

В этом руководстве мы расскажем вам о том, как законно сэкономить на налогах.

Как сэкономить на налоге на прибыль?

Налог на прибыль — это самый большой источник головной боли. Сэкономить на нем не так просто (по крайней мере, законным путем), но возможно. Для этого используйте УСН.

УСН — это упрощенная система налогообложения.

Она подходит для индивидуальных предпринимателей, представителей малого и среднего бизнеса.

Вы можете перейти на нее, если соблюдены 2 условия.

  1. Ваш годовой доход не превышает показателя в 60 миллионов рублей.

  2. В штате вашей компании трудится не более 100 человек.

Что дает УСН?

  • Вы освобождаетесь от уплаты налога на имущество.

  • Вы сами можете выбрать налогооблагаемую базу: совокупный годовой доход компании или только прибыль.

  • Вы можете сэкономить на услугах бухгалтера, так как УСН требует от него меньших усилий.

Расскажем подробнее о выборе налогооблагаемой базы. Это очень серьезный вопрос, ведь от вашего решения зависит размер сэкономленных средств.

Пример

Налог с дохода в соответствии с УСН равняется 6 %.
Налог с прибыли в соответствии с УСН равняется 15%.

За год компания N получила доход в размере 50 миллионов рублей.
Ее прибыль за этот же период составила 10 миллионов рублей.

Налогооблагаемая база — доход Налогооблагаемая база — прибыль
Размер налога — 3 000 000 рублей. Размер налога — 1 500 000 рублей.

Вывод

В зависимости от выбора налогооблагаемой базы компания N может потерять или сэкономить 1,5 миллиона рублей. Не такая уж и маленькая сумма, чтобы отдаться на волю случая.

Что делать, если ваша компания не подходит для УСН?

Не подходить она может лишь по двум причинам:

  1. ее годовой доход превышает 60 миллионов рублей.
  2. в ее штате больше 100 человек.

Что делать в этом случае?

Рекомендация:

Разделите доход между дочерними предприятиями.

Пример

За год компания N получила доход в размере 100 миллионов рублей.
Прибыль составила 25 миллионов рублей.

Единая система налогообложения Упрощенная система налогообложения
Размер налога — 5 000 000 рублей + имущественные сборы. Делим доход между двумя дочерними компания.
Размер налога для одной дочерней компании — 1 500 000 рублей.
Размер налога для второй дочерней компании — 2 250 000 рублей.
Общая сумма налога — 3 750 000 рублей.

Вывод

Перейдя на УСН, вы сэкономите 1 250 000 рублей. Существенная разница, не правда ли?

Внимание!

О подобных «махинациях» налоговой уже известно, поэтому все разделения тщательно проверяются. Если реальной подоплеки кроме экономии на налогах для реорганизации не было, вас подвергнут крупному штрафу.

А что делать если в ваше компании работает большее, чем положено, количество человек? И тут есть выход — агентские договора. Дело в том, что агент и компания не зависят друг от друга. Агенту поручается определенное задание, в котором он, как правило выступает в роли посредника. За свои услуг он получает комиссионные, а не заработную плату.

Как сэкономить на налогах по содержанию персонала?

Есть несколько действенных способов сэкономить на налогах по содержанию персонала. Разумеется, речь идет о законных методах. Выплата денег в конверте — занятие рискованное.

Заключение с работником договора гражданско-правового характера о возмездном оказании услуг

То есть вы будете платить ему не заработную плату, а вознаграждение, как поставщику. Для этого физическое лицо должно зарегистрироваться в качестве ИП. Сумма оплаты труда не будет учитываться как заработная плата. Она не облагается налогами и уменьшает налогооблагаемую базу. Но в этом случае сам работник должен уплачивать налоги (УСН), вести книгу учета доходов и расходов.

Выплата дивидендов вместо заработной платы

Суть способа заключается в том, что вы переводите сотрудников в состав учредителей. При этом, НДФЛ составит не 13%, а 9% для резидентов страны и 15% для иностранных граждан. Очень удобная схема, позволяющая существенно экономить на социальных отчислениях во внебюджетные фонды, поскольку ни пенсионных, ни социальных, ни медицинских страховых платежей вы не делаете.
В чем минусы?

  • Вы не сможете перевести в состав учредителей много сотрудников. Это выглядит странно. Также, в случае разногласий, схема начнет работать против вас, поскольку сотрудник может отказаться выходить из состава акционеров и будет требовать свою долю.

  • Чтобы выплачивать дивиденды, нужно иметь отчетность. По части предприятий на УСН оговаривается, что они ее могут и не составлять. Но в таком случае такие фирмы автоматически лишаются возможности выплаты дивидендов и соответствующей экономии.

Компенсации и вознаграждения, заменяющие стандартную заработную плату

Все премии и компенсации работникам уменьшают налогооблагаемую базу, если вы выплачиваете их из чистой прибыли. Казалось бы, отличная экономия. Но некоторые умудряются злоупотреблять этим. Официально установленная ставка заработной платы остается достаточно низкой (соответственно с нее производятся все отчисления), но ежемесячно работникам выплачиваются премии. Налоговые органы знают об этом и проверяют уровень заработной платы. Неестественно заниженные цифры повлекут штрафы.

  • Минус для работников в том, что это отчасти равносильно зарплате «в конвертах», что сокращает размер страховых отчислений. Но бороться за свои права люди не спешат.

Операции с векселями

Принцип таков: есть две фирмы – А и Б. Фирма Б продает фирме А свои векселя по номинальной стоимости. Та, в свою очередь, реализует их своим сотрудникам по той же стоимости. Спустя время физическое лицо обращается к фирме Б с требованием о погашении векселя. Дисконт станет доходом работника.

  • Плюс в том, что фирма А освобождается от уплаты страховых отчислений с заработной платы.

  • Подводные камни заключаются в том, что если фирма А решит устроить подобные манипуляции, создав подпольно фирму Б, у налоговой неизменно возникнут подозрения.

  • Просто перечислять часть денег фирме Б на уплату процентов по векселю не получится. Налоговая проверит наличие своего имущества и предпринимательской деятельности у второй компании. Простая торговля векселями вызовет целый ряд нареканий.

Выплата стипендий

Если работник обучается по инициативе работодателя, предприятие может выплачивать ему стипендию. Сумма не облагается ни НДФЛ, ни страховыми взносами. Соответственно, наблюдается относительная экономия на налогах.

  • Как злоупотребляют? Зарплату можно оставить на низком уровне, а выплачивать большую стипендию. Но налоговая знает о такой схеме, поэтому проверяет, чтобы, во-первых, стипендия ненамного превышала заработную плату, а, во-вторых, наличие графика переквалификации кадров.

Как сэкономить на налоге на имущество?

Избавиться от налога на имущество проще простого. Можно его просто не иметь. Но не всегда это выгодно. Например, компании требуется помещение. Есть 2 выхода:

  • купить его,
  • арендовать его.

Порой гораздо дешевле обходится приобретение офиса и выплата налога за владение им, чем аренда.

Мы расскажем вам еще о нескольких действенных способах экономии.

Принятие к учету в качестве МПЗ

С недавних пор законодательство внесло изменения в понятие основных средств. Теперь таким объектом становится имущество, стоимость которого превышает 40 000 рублей, а не 20 000 рублей, как раньше.

Как можно сэкономить? Один объект можно раздробить на несколько и принимать к учету в качестве МПЗ, а не основного средства. Соответственно, вы избавляетесь от налога на имущество.

Есть два «но».

  • Это может касаться только тех предметов, которые поддаются подобной системе. Например, компьютер. Если купить системный блок, монитор, клавиатуру, колонки, то все это может стоить более 40 000 рублей. Если поставить на учет каждый объект отдельно, то вы сэкономите.

  • Делать это нужно разумно. Нельзя единовременно приходовать объекты. Сначала покупаете мониторы и подключаете их к старым системным блокам. Затем «копите» деньги и меняете системные блоки.

Постановка на учет основных средств в других районах

В разных субъектах РФ разные ставки налога на имущество. Если у фирмы есть филиалы в регионах со сниженной ставкой налога, она может поставить их на учет в этом регионе. Но, если они будут использоваться в головном офисе – налицо нарушение. Штраф налоговой будет гораздо выше суммы экономии.

  • Если вы решите предвосхитить фискальный орган и перед выездной проверкой перевезти основные средства в домашний офис, вы столкнетесь с дополнительными транспортными расходами.

  • Также совершенно необоснованно регистрировать объекты на фирму, созданную именно для этих целей. У филиала должна вестись хозяйственная деятельность.

Затягивание с процессом регистрации права собственности

Каких объектов это касается? Основных средств, которые принимаются к учету не сразу, а в два этапа – капитальных вложений. К ним относятся здания, многолетние насаждения, скот.

Некоторые предприниматели полагают, что право собственности начинается с момента регистрации, поэтому затягивают этот процесс, в то время, как акт приема-передачи от поставщика уже подписан. Но в учете в состав основных средств объекты не приняты. Предприниматели ими пользуются, а налог на имущество не платят.

  • Так вот, сели это раскроется, долгих объяснений вам не избежать. Налоговой известно про такой способ, поэтому предусмотрено негласное оприходование объектов в состав основных средств после подписания акта приема-передачи.

Таким образом, на этом налоге много не сэкономишь. Наиболее реальный способ – поискать выгодную аренду или дробление основных средств на МПЗ.

Что касается налогов в целом, то грамотный профессионал поможет осуществить разумную оптимизацию фискальных платежей, используя различные законные способы, без нареканий со стороны налоговой.

Как избежать налоговой проверки?

Некоторые фирмы так жаждут уклониться от исполнения своей «святой предпринимательской обязанности», что своими активными, а подчас и непродуманными действиями, привлекают внимание бдительных налоговиков. Что именно может насторожить фискальный орган?

  1. Большое количество договоров поручения, комиссии, агентских соглашений

    Конечно, иногда предприятию без них просто не обойтись, особенно при торговле в разных регионах нашей безграничной страны. Фирмы-посредники помогают находить рынки сбыта и новых клиентов. Но зачастую к подобным схемам прибегают для уклонения от уплаты налогов, поэтому ФНС всегда интересуется случаями, когда у предприятия много подобных договоров.

  2. Нарушение сроков подачи декларации и уплаты налогов

    В этом случае нужно исходить из того, какое предприятие допускает подобные нарушения. Если речь идет о небольшой фирме, где в штате даже нет профессионального бухгалтера, то все объяснимо. Но если крупные компании постоянно задерживают уплату, налоговая насторожится: «Это что же они там прячут, какие доходы, что не успевают подать декларацию!»

  3. Право на возмещение НДС

    Если вы решили возместить уплаченный НДС, что является вашим законным правом, готовьтесь к проверке. Просто так свои деньги вы назад не вернете. Последуют всевозможные запросы из налоговой, которые имеют целью подтвердить обоснованность ваших притязаний.

  4. Малочисленный штат сотрудников у большой фирмы

    Самый явный признак, на который обращает внимание налоговая. Это как огромный красный флаг, свидетельствующий о том, что предприятие решило уклониться от уплаты всех необходимых налогов. Согласитесь, довольно странно, если у предприятия годовой оборот составляет 10 миллионов рублей, а в штате числятся лишь директор и главный бухгалтер. А где экономист, менеджер, торговый представитель и т.д.?
    Как быть в этом случае? Можно зарегистрировать вторую фирму, оформить в ее штат всех необходимых сотрудников, и вести налоговый учет по УСН, что сократит расходы, в том числе, и на содержание персонала. Основную фирму не всегда приемлемо переводить на УСН. Дело в том, что не все контрагенты, которые являются плательщиками НДС, захотят иметь с вами дело, ведь так они теряют возможность на возмещение налога на добавленную стоимость. Поэтому с крупными клиентами можно вести дела через основную контору, а со всеми остальными – через вторую фирму.

  5. «Липовый» адрес

    Такая ситуация может возникнуть в случае, если для регистрации фирмы вы прибегли к услугам посредников, которые профессионально или не очень занимаются оформлением постановки на учет с занесением в реестр юридических лиц. Иногда такие посредники штампуют всем предприятиям один и тот же адрес. По факту там может оказаться одноэтажное здание с четырьмя офисами, но прописано будет 10 компаний. Это изначально невозможно. Поэтому, если юридический адрес у вас отличается от фактического, или у вас вообще нет необходимости в офисе, обратите внимание на то, где вас пытаются зарегистрировать. Чтобы избежать проблем с налоговой, проверьте адрес.

Many students that we see http://collegewritingservice.org daily bring a degree of their stress into our classrooms