DiscoverMoney.ru

Защита прав потребителейКак защитить свои права?

Обновлено
27.12.2016
consumer-rights

В последнее время появляется все больше жалоб о нарушении прав потребителей. Однако в то время как некоторые слишком буквально воспринимают фразу «клиент всегда прав», другие закрывают глаза на обман, поскольку сталкиваться с такими правонарушениями им приходится почти каждый день. Но отстаивать свои права необходимо. Мы расскажем вам, как это делать и куда обращаться за помощью.

Права потребителей

Как бы грустно это не звучало, но многие граждане нашей страны даже и не подозревают о существовании своих прав как потребителей. А если и помнят, что они у них есть, все равно предпочтут махнуть рукой на очередное правонарушение. Ведь большинство просто не знает, куда обращаться в такой ситуации. Часто от этого страдают люди преклонного возраста в силу своей неосведомленности. Да и не только они. Каждый может быть обманутым. Чтобы этого не произошло, нужно знать о своих потребительских правах.

  • Право на качество
    Потребитель имеет право на получение качественного продукта или услуги.
  • Право на безопасность
    Предоставляемые услуги, товар или работа не должны угрожать жизни, здоровью, безопасности или имуществу.
  • Право на информацию
    Потребитель имеет право узнать достоверную информацию об интересующем его товаре или услуге, чтобы получить точное представление о продукте: откуда он привезен, кто его изготавливает и продает.
  • Право на возмещение ущерба
    За нарушение прав потребителя продавец или исполнитель несут ответственность перед законом.

Типичные нарушения прав потребителей в сфере торговли

  • Про товарный чек
    Знаете ли вы, что вернуть некачественный товар в магазин можно и без чека? Закон «О защите прав потребителей» разрешает покупателю вернуть бракованный или ненадлежащего качества товар без чека в течение 14 дней. И продавец не вправе в этом отказать. К тому же, согласно статье 25, чтобы вернуть товар покупатель может представить любой другой документ, подтверждающий оплату.
  • Разбил – заплати?
    Если в супермаркете вы случайно уронили бутылку с полки, задев ее, допустим, рукой, в результате чего та разбилась, платить за нее вы не обязаны, потому что все риски застрахованы поставщиком данного товара. Но есть один нюанс. Согласно статье 1064 ГК, заплатить вам придется в том случае, если вы уронили бутылку из своих рук. Но это нужно доказать. Вы также можете не согласиться с обвинением и составить акт о происшествии, изложив вашу позицию. Это потребуется на суде.
  • Нарвались на хамство
    Что считать гранью нормального обслуживания? В суд с иском стоит обратиться, если вы посчитаете, что вас оскорбили, задели ваше достоинство, оклеветали или запятнали деловую репутацию. Можно, конечно, ограничиться и записью в жалобной книге. Но если продавец не желает ее предоставить, согласно статье 14.15 КоАп РФ, ему также грозит административное наказание.
  • Нет сдачи – разменяйте
    Есть еще один досадный момент в сферах розничной торговли и услуг. Если у продавца не оказалось сдачи в кассе, он не имеет права требовать размена от вас или предлагать что-то еще на эту сумму (согласно пунктам 3.8.1 и 38 из письма Минфина России). Смело требуйте жалобную книгу.

Типичные нарушения прав потребителей в сфере общепита

  • Платить ли за ущерб, причиненный имуществу?
    Как правило, если вы случайно разбили посуду или сломали что-либо в заведении общепита, потребовать вас возместить ущерб никто не имеет права. В соответствии со статьей 210 ГК РФ ответственность за риски ложится на плечи собственника в том случае, если это не прописано в договоре или не установлено законом. А так как информацию о таком договоре перед выбором меню или услуги не предоставляют, все подобные претензии не правомерны.
  • Если вас окатили компотом…
    Такое случается не часто, однако некоторые потерпевшие не знают, как себя вести в этой ситуации. Простить и забыть? Или потребовать возмещения? В соответствии со статьей 1068 ГК вы можете написать обращение к администрации ресторана, в котором произошел казус, и потребовать денежное возмещение, а также сумму за возможную упущенную выгоду (статья 15). Например, прогул работы из-за испорченного костюма. Кстати, полезно знать, что в некоторых сетевых заведениях, если вы случайно уронили свой поднос с заказом, вам обязаны предоставить новый бесплатно. Но это зависит от политики конкретного общепита.
  • Отравление в общепите
    В последнее время отравление в общепите весьма распространены. Еда в ресторанах или кафе может оказаться не столько питательной и вкусной, сколько вредной и опасной для жизни. Однако, в случае отравления, вину заведения еще предстоит доказать. Целесообразно предоставить это разбирательство суду и потребовать возместить материальный и моральный ущерб (15 статья Закона «О защите прав потребителей»). По статистике более 80% исков на общепит удовлетворяются полностью или частично.
  • Заранее включенные в счет чаевые
    Некоторые рестораны предпочитают включать заранее в счет клиента 5-10% чаевых официанту. Насколько правомерно такое действие? К сожалению, отношение государственных органов к такому нововведению неоднозначно в виду небольшой практики в этом вопросе. Если эти проценты от заказа не попадают в кассу предприятия, то и о нарушениях здесь трудно говорить. Хотя для большинства чаевые остаются своеобразной добровольной премией за услуги.

Типичные нарушения прав в сфере туризма

  • Не возвращают деньги за путевку
    Вы купили билет в турфирме, но из-за некоторых личных обстоятельств, вынуждены его сдать. Однако компания отказывается возвращать ваши деньги, ссылаясь на установленный штраф для такого случая в размере 100% от стоимости путевки. Что делать? Разумеется, подавать иск. Поскольку на основе части 2 статьи 14.8 КоАП РФ данная турфирма нарушает ваши права, своевольно включив в договор условия о штрафовании. Закон РФ таких правил не предусматривает. Поэтому можно написать жалобу и просить возместить стоимость туристических услуг в полном объеме.
  • Сервис и номер в отеле не соответствует заявленному уровню
    Как быть, если при покупке тура в другую страну, вы столкнулись с обманом? Экскурсии, сервис, номер отеля, условия проживания совершенно не соответствуют вашим ожиданиям и завяленному уровню. Нужно собирать доказательства. Это может быть фото, видеосъемка номера, а также показания людей, которые могут это подтвердить. По возвращению назад, вы вправе предъявить ваши претензии туроператору и потребовать возместить стоимость всех оговоренных услуг, которые вам так и не были предоставлены в надлежащем качестве. Однако будьте внимательнее при чтении договора. Если фирма указала, что имеет право на замену отеля в особых случаях, то ваши старания отстоять права окажутся напрасными.
  • Типичные жалобы в сфере финансовых услуг

    • Обязательное страхование жизни и здоровья
      Если в банке при оформлении кредита, вам навязывают страховку жизни и здоровья, можете сразу ссылаться на пункт 1 статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». Страхование является дополнительной услугой и каждый решает сам, необходимо это ему или нет. Также это касается и других ложных условий кредитования:
      - установленные платежи помимо процентной ставки;
      - штраф за досрочное погашение кредита (если по договору оно допускается);
      - банк ставит условие, в соответствии с которым может потребовать от заемщика досрочно погасить долг.
    • Пропали деньги с карты
      В такой ситуации необходимо действовать незамедлительно и сразу предпринять необходимые меры. Но как быть, если банк не берет вину на себя и не хочет возвращать ваши средства? В таком случае не обойтись простой претензией, нужно проводить специальное расследование. Оно поможет установить, каким образом деньги исчезли со счета, и кто в этом виноват.

    Куда подавать жалобу?

    К сожалению, в России только 9% населения знают, куда стоит обращаться за помощью в случае нарушения потребительских прав. Так кто нам поможет защитить свои права?

    Жалобы можно отправлять:

    • в Органы местного самоуправления,
    • в Роспотребнадзор (Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека),
    • в виде иска в суд ,
    • в прокуратуру,
    • в Общество защиты прав потребителей.

    О том, как правильно составлять жалобы читайте здесь.

    Советы обманутому потребителю

    На случай, если вы столкнетесь с обманом и почувствуете, что ваши потребительские права были ущемлены, предлагаем ознакомиться с рядом советов.

    1. Начинайте разговор с нарушителем с аргументов и ссылок на закон «О защите прав потребителей».
    2. Однако на многих правонарушителей такой способ отстоять свои права не действует, поэтому придется написать претензию на имя директора магазина или фирмы.
      Вы можете потребовать в претензии:
      - уменьшить цену на продукт или услугу,
      - обменять товар,
      - вернуть потраченные деньги,
      - возместить убытки и моральный вред.
      Ждать ответ необходимо в течение 10 дней.
    3. В случае если проблема не была разрешена в вашу пользу, можно подать иск или жалобу в суд. Как правило, если права потребителя действительно были ущемлены, суд встает на его сторону.

    Запомните ваши потребительские права: на качество, информацию, безопасность и возмещение ущерба. Знание их поможет вам отстоять свои интересы.

    The steps to get this done are as follows spy on http://trackingapps.org/ cell phone without having access to the phone spy on cell phone free apps have been quite a trend nowadays